История. Капцовки.

Капцовки.

«Имею честь заявить городской Думе, что я желаю пожертвовать городу, в память моего покойного отца Сергея Алексеевича Капцова, капитал в 190 000 рублей для устройства городского начального училища его имени на 200 мальчиков …»
- с этих слов Александра Сергеевича Капцова, купца I гильдии,
Потомственного Почетного гражданина, гласного городской Думы,
произнесенных им 5 мая 1892 года на торжественном заседании Думы, началась история нашего учебного заведения.

19 октября 1892 года торжественно открывается
собственный дом училища, построенный по проекту московского архитектора Чичагова
на территории Шведско-норвежского подворья.
Здание долго сохраняло элементы скандинавского стиля и украшало центр столицы.
В 1896 году архитектором Геппенером достроилась часть здания
по Шведскому тупику в котором расположилось училище для девочек
в память матушки Капцова, Ксении Васильевны.

Таким образом, на пересечении Леонтьевского переулка и Шведского тупика возник целый архитектурный ансамбль, привлекавший внимание горожан. Он сохранял свой первозданный облик до 1952 года.

В 1952 году серьезная реконструкция зданий совершенно изменила их первоначальное решение.
Вторая реконструкция, в начале 80-х годов, велась уже с некоторым учетом исторического облика построек. Однако вернуть утраченное не представлялось возможным. На сегодняшний день учебный комплекс многолик и соединяет архитектурные линии разных эпох – 
от 90-х гг. позапрошлого века до 70 – 80 гг. прошлого столетия.

 

Александр Сергеевич и его жена Анна Михайловна до 1917 года были попечителями училищ, руководя их деятельностью и финансируя не только эти два училища, но и многое в работе городского просвещения. Им удалось создать очень тёплую атмосферу. В городе училища любили и бережно называли «Капцовками».

Условия обучения в училищах те же, что и в прочих городских начальных школах.
За обучение 
уплачивается в год по 3 рубля, а дети бедных родителей от платы освобождаются по представлении  удостоверений о бедности от городских попечительств;
но число обучающихся бесплатно в общем 
незначительно: немногим более 7% общего числа учащихся в мужском училище
и около 10% 
от общего числа учащихся в женском училище,
тогда как на окраинах города бесплатно обучается 
 свыше 20% учащихся. 
По своему сословному составу контингент учащихся отражал демократические тенденции общественной жизни: 
например, предпочтение при поступлении (данные 1903 – 1904 учебного года) отдавалось 
крестьянским (52% учащихся - в мужском училище, 67% - в женском),
мещанским (22,3% и 21%),
солдатским (15,5% и 2,6%),
цеховым детям,
дети же привилегированных сословий и разночинцев 
составляли немногим более 10,2% и 8,6% общего числа учащихся того и другого училищ.
По основному своему составу – православные, училища отличались также и веротерпимостью.
По возрасту главнейшую группу учащихся (данные 1903 – 1904 учебного года по мужскому училищу)
составляли дети от 8 до 12 лет (84,8%), 
довольно много детей в возрасте от 12 до 13 лет (10%),
были и 
ученики от 13 до 16 лет, но таким было немного.
В женском училище в этот учебный год возрастной состав учениц выглядел следующим образом:
8 – 9, 9 – 10, 10 – 11, 11 – 12 лет - 89% обучающихся,
свыше
12 лет имели только 29 учениц
из 269,
а в возрасте до 8 лет не было ни одной ученицы.

 

Авторитет и популярность учебных заведений в городе росли с каждым годом, о чем свидетельствуют как значительные цифры отказа в приеме, так и ласковое наименование «Капцовки», рожденное среди москвичей (фамилия семьи украшала фронтон главного здания).

Когда 4 июля 1897 года А.С. Капцова не стало, в собрании Городской Думы 2 сентября, передавшем полномочия попечительницы училища А.М. Капцовой, вдове Александра Сергеевича.
Дума уполномочила Городскую управу поместить в училище портрет покойного А.С. Капцова.
А завершая первый проспект – буклет, изданный в 1893 году и посвященный Городскому начальному мужскому училищу имени С.А. Капцова. его составители написали:

" …В новом своем помещении училище, как прекрасно устроенное и пользующееся
полною заботливостью его попечителя А.С. Капцова, будет привлекать 
еще большее число учащихся и служить на пользу недостаточного населения
Москвы, удовлетворяя его потребности в религиозно – нравственном
образовании и воспитании и благодарно сохраняя навсегда имя лица,
его устроившего».

Обоснованным будет предположение, что благочестие старшего поколения семьи Капцовых – Сергея Алексеевича и Ксении Васильевны было широко известно в Москве, его высоко оценивало руководство города. Александр Сергеевич, воспитанный родителями в духе доброделания, поддерживал и развивал эти семейные традиции. Создавая училища, Александр Сергеевич чтил память и дела отца и матери; Москва же, принимая решения о присвоении учебным заведениям имен Сергея Алексеевича и Ксении Васильевны Капцовых, выразила свою благодарную признательность семье, родоначальники которой деятельностью своей служили на благо человеку, на благо городу.

 В 1996 году коллективу гимназии удалось возродить имя школы, и теперь, с разрешения Правительства Москвы, у парадного входа в гимназию вновь висит памятная доска: «Гимназия № 1520 имени Капцовых».

Для нас это имя всех Капцовых –
основателя училищ, его супруги, его родителей, детей и потомков – всех тех,
кто научил нас истинной любви к своей Земле, своему Родному Городу, своему Дому, своему Роду,
кто вернул нам наше Имя, не позволил забыть нашу Историю, дал возможность оставаться Человеком всегда и везде.

Вверх