История. От спецшколы до гимназии.

От спецшколы до гимназии

Послевоенная школа… -
общеобразовательная,
английская специальная,
школа – гимназия развития творческих способностей учащихся,
гимназия… - все это еще недалекая, еще живо ощутимая история.

Об этом периоде говорить, вероятно, соотнося с историческими масштабами прожитого учебным заведением столетия, еще рано, ведь
                                                      Лицом к лицу – лица не увидать,
                                                      Большое видится на расстоянии.
И все же будущему исследователю этого периода жизни школы надо знать, что школа и в это время была «в просвещении… с веком наравне».

Здесь преподавали замечательные учителя.

«Иван Кругликов, например, мог, невзирая на программу, читать Пушкина столько уроков, сколько считал нужным.
И, скептически относясь к «социалистическому реализму», исключить из курса
«Молодую гвардию» или «Железный поток».
Здесь были сильные математики и, конечно, совершенно замечательные «англичане».
Галина Иосифовна Собеневская(ф) - великолепный учитель Английского и многолетний завуч школы –
создала Английскую кафедру и сумела подобрать таких творческих преподавателей,
что школа по праву стала одной из первых в стране специальных –
с углубленным изучением языка.
В свое время за почти 100% поступление выпускников 
 в вуз 31-ую «спец» хотели закрыть.
Удержались, быть может, доброй молвой» 
                                         (Елена Комарова, 
                                          Из статьи «Цари Тверского Бульвара»,
                                         «Учительская газета», 30 апреля 1996 года)

И.И.Кругликов

Г.И.Собеневская

 Здесь проходили серьезные научные семинары, велась интересная экспериментальная работа, функционировали профильные гуманитарные классы, была организована предпрофессиональная ориентационная программа обучения старшеклассников, лреподавались нетрадиционные предметы и курсы. С учащимися занимались преподаватели вузов, известные ученые, деятели культуры и искусства.
Творческий поиск Педагогического коллектива был отмечен новым статусом учебного заведения
(сначала – экспериментальная школа – гимназия, позже - гимназия)
К нам с удовольствием приходили методисты города и района, учителя столицы и других регионов России, зарубежные гости самых различных рангов, вплоть до членов Женского Дипломатического клуба и Министра образования Великобритании.

Здесь, в этих стенах, находилось место всем: маленьким и старшим, здесь дружно жили, вместе росли, вместе решали все проблемы все три структуры тогдашней школы: начальная – своя, родная, средняя и старшеклассники. Мы любили наших малышей, не представляли себе жизни без их проделок и творческих взлетов, без их задорного смеха и серьезного взгляда. Здесь было принято учить ребенка от первого класса до последнего, выпускного. Вот почему так долго и трудно решался в конце 90-х годов вопрос о выделении из состава гимназии новой формы начального этапа обучения – прогимназии, связи с которой и по сей день носят традиционный - профессиональный и человеческий, – а потому нерушимо крепкий характер.

Здесь существовал один из интереснейших школьных музеев космонавтики, пионерская дружина носила имя С.П. Королева, общение с космонавтами, с семьей Сергея Павловича, участие в российских слетах, экскурсии в Звездный городок,
в музей – квартиру С.П. Королева, в домашний музей семьи Королевых – оставляло неизгладимый след в душах учеников этого времени, они бредили космосом, мечтали о полетах, интересовались новыми достижениями ракетостроения.

Здесь любили путешествовать. Экскурсии, походы, поездки были непременным направлением насыщенной и содержательной работы по воспитанию учащихся.
Золотое кольцо, Прибалтика, Крым, Подмосковье – маршруты этих путешествий.
Позже, когда были установлены зарубежные контакты и партнерами школы стали учебные заведения Германии (Бавария, Ингольштадт, гимназия Кристофа Шнайдера),
Англии (Эксетер), Голландии, США, дружественный обмен, совместные экскурсионные и учебные программы стали неотъемлемой частью школьной жизни. У нас появилось много друзей в Европе и Америке, это было интересно и увлекательно. Некоторые из тех   дружеских контактов поддерживаются и сегодня.

С июня 1971 года по 2002 год в школе ежегодно формировался
Летний лагерь труда и отдыха старшеклассников.
Наши учащиеся выезжали в Волоколамский район Московской области, в село Ярополец.
Трудовой отряд в среднем составлял 40 –45 человек. Многие из ребят побывали в Яропольце не один раз. Учащиеся активно работали на полях совхоза «Ярополецкий», неизменно получая ежегодную благодарность за свой труд от руководителей хозяйства.
Предварительная организационная и воспитательная работа с членами отряда способствовала формированию работоспособного школьного микроколлектива.
Ребята учились жить в коллективе, ответственно относиться к своим обязанностям, уважать труд свой и других людей, учились вместе отдыхать и эмоционально чувствовать окружающий мир.

Здесь очень любили интересных людей, любили гостей.
Уникальной была работа клуба интересных встреч, который возглавляла учитель Литературы Викторина Соломоновна Кляцкина.
Учащиеся и учителя слушали Чингиза Ахматова, Беллу Ахмадулину, Юлию Друнину и Роберта Рождественского, здесь выступали артисты Таганки, Ленкома, театра им. Маяковского. Эти люди не просто рассказывали или развлекали, они учили – своими знаниями, своими исскуством и талантом, мастерством и судьбой.

Здесь гордились своими выпускниками, с радостью встречали их – особенно 19 октября. Особое уважение и почтение вызывали у нас старшие поколения – выпускники 39-45 годов.

Здесь всегда существовали удивительные взаимоотношения с родителями.
Они – наши первые помощники в научно-методических поисках, в воспитательной работе, в ежедневных событиях школьной жизни.

Ярчайшим событием этого времени стал наш Юбилей – 100-летие со дня основания школы.
Наш юбилей… Большой и красивый праздник, подготовленный высоким душевным порывом, объединившим детей и взрослых. Каждый день Юбилейной недели был по-своему замечателен и впечатляющ, но особенно незабываем Торжественный вечер во МХАТе им. Горького…

Сейчас кажется почти невероятным, что все это великолепие было сделано нашими руками. А какими счастливыми все мы были в эти дни! 
«Утром 22 апреля в Леонтьевском переулке было оживленно. У дверей гимназии № 1520 собрались ученики, нынешние и бывшие, преподаватели, гости – все, кому дорог этот дом. Небольшим торжественным митингом началась Праздничная неделя, посвященная 100-летнему юбилею гимназии.
Честь перерезать красную ленточку была предоставлена Леониду Николаевичу Капцову – преподавателю Московского Государственного Университета, прямому потомку тех Капцовых, чьими заботами поднялись эти стены и чье имя отныне будет носить гимназия..

И ещё много-много другого – важного и очень важного – происходило в этих стенах в десятилетия, которые приближали нас к новому тысячелетию.

Главное – школа жила, учила и воспитывала, соответствовала запросам времени, сохраняла лучшие традиции прошлого, была устремлена в будущее.

Вверх