Новости фонда

Клуб выпускников 30.03.2017

Клуб выпускников

"Друзья мои, прекрасен наш союз!"(А.С. Пушкин)

Клуб выпускников и друзей Гимназии имени Капцовых.

Дружеские контакты между выпускниками школы – явление в современном образовательном пространстве совсем не исключительное. Не один год существует такое объединение – Клуб выпускников и друзей Гимназии – и в Гимназии № 1520 имени Капцовых.


1. «Вместе плыть по жизни нам безопаснее, одноклассники мои, однокашники ..». (А. Розенбаум)

    Такие сообщества помогают жить, чувствовать плечо друга, осознавать себя частью стаи, которая «родом из детства». Мы гордимся выпусками со сложившимися  еще в школе прочными человеческими связями, которые продолжают быть точкой опоры во взрослой жизни наших воспитанников. Эти содружества разноликие, но все прошли испытание временем. Рождаются такие контакты неспроста: у нас есть, на кого равняться и кому подражать, – это мальчишки и девчонки предвоенного 39 года - замечательные, удивительные люди, пронесшие верность школьной дружбе через десятилетия. Большое видится на расстоянии: и теперь мы понимаем, какой человеческой громадой был (и останется для нас навсегда) их лидер – народный учитель СССР, Почетный гражданин Москвы Л.И. Мильграм! Как они любили свои школу (хотя учились в одном здании, но в разных образовательных учреждениях – 131 и 119), как вспоминали о ней и своих одноклассниках, погибших в Великую Отечественную (нам оставлены в наследство уникальные страницы этих воспоминаний!), как сумели объединить вокруг себя выпуски 37 и 41 годов (на всех школьных праздниках всегда вместе – однокашники!), как красиво и достойно шли по жизни рядом в и горе, и в радостях. Они наше духовное богатство на десятилетия, бесценный человеческий опыт, сила единения и точка отсчета. Как хорошо, что мы осознали, насколько важны для современной школы связи с этим поколением, начали бережно восстанавливать их, собирать свидетельства этого чуда человеческого общения, сделали их нашими Уроками жизни.

    А могло быть иначе. Часто в суматохе дел в школе, где сменилось уже не одно поколение учащихся и учителей, не до осколков воспоминаний. Все течет – все изменяется и забывается. Кроме того, для подобных содружеств школа уже просто символ, воспоминание детства. Его легко разрушить прохладным, официальным приемом в когда-то родном, а теперь уже совершенно чужом здании. А еще болезни, жизненные трудности, заботы… Вот и не приходят выпускники – ветераны в школу, если получается - собираются у кого-то дома или в ресторане. А школа об этих встречах даже не ведает.

    Мы же получили подарок Судьбы и со всей радостью приняли его. Но при этом – сколько безвозвратно потеряно (из-за нашей нерасторопности, невнимательности, непонимания) – сколько еще можно было узнать, сколькому научиться, сколько открыть для себя жизненно важного…

2. «Музей истории и Клуб выпускников и друзей Гимназии приглашает…»

Название этого проекта минимум раз в учебный месяц появляется на сайте Гимназии, обозначая новую встречу с воспитанником - как правило, успешной, достойной, именитой Личностью. Питомцев, которыми по праву гордится Москва и Россия, у Гимназии много. Птенцы гнезда Капцовых верой и правдой служат Отечеству, принося радость и гордость своей школе.

Организовать такие встречи непросто, провести их достойно - еще труднее: гостю нужно освободить время, настроиться на настоящий экзамен в молодой аудитории (такие встречи устраиваются для старшеклассников, бывают на них педагоги и родители учащихся) и главное - выдержать его. Герои этих встреч возвращаются в школу в новом качестве, являя собой пример успешного человека, состоявшейся Личности и Судьбы, становясь подчас реальны жизненным ориентиром для гимназистов. Их рассказы, советы, оценка пройденного пути многое дает собравшимся, ведь разговор идет "на равных" - говорят между собой однокашники. Здесь возможны и "трудные" вопросы, и откровенные признания. Так, затаив дыхание, зал слушал народную артистку России Юлию Рутберг, режиссера и актера Федора Бондарчука, настоятеля храма Косьмы и Дамиана на Маросейке протоиерея Федора Бородина, кандидата исторических наук, доцента РГГУ Филиппа Тараторкина, актера театра и режиссера кино Павла Сеплярского. Только в такой аудитории предельно открыто и по-мудрому просто мог прозвучать ответ на вопрос: как нам сейчас обустроить Россию? - он был задан гимназистами выпускнице школы Н.Д. Солженицыной.

    С удовольствием приходят в школу к старшеклассникам и недавние ее выпускники - студенты московских вузов - таков формат настоящей, интерактивной, действенной профориентационной работы. Бывают эти встречи непредсказуемо удивительными: например, совсем недавно Гимназия принимала двух своих выпускников - профессора и ее студента - Н.Б. Пастухову и Руслана Байгарина, представлявших Московский государственный юридический университет имени О.Е. Кутафина.

    Кроме фотогалереи со снимками, добрых воспоминаний, долго хранящихся в нашей с ребятами памяти и порой помогающих переосмыслить свои мечты и планы, а иногда даже определяющих значительный этап выстраиваемого жизненного пути, в Гимназии ведется и хранится альбом «Музей истории и Клуб выпускников и друзей Гимназии приглашает…», в котором наши гости оставляют свои пожелания и напутствия новому поколению гимназистов.

Но для того, чтобы все это состоялось, нужна огромная, кропотливая работа: найти, убедить прийти, организовать, подготовить аудиторию слушателей…- это труд души, который цементирует крепость связей поколений.

3.«Величайшая польза… - потратить жизнь на дело, которое переживет нас» (Уильям Джеймс)

В наш цинично-практичный век возникает вопрос: а есть ли какая-то осязаемая, материальная польза школе от Клуба выпускников?

В Гимназии мы ее чувствуем и благодарны за нее. Прежде всего, это моральное содействие ежедневным заботам школы и ее перспективным проектам. Наши выпускники с нами, будь то серьезный разговор о человеческой порядочности с подростками или помощь в организации большого гимназического мероприятия, выступление на родительских собраниях или психологический тренинг для учителей, интересная экскурсионная программа или приглашение на премьеру фильма.

Есть и материальный вклад Клуба выпускников в жизнь современной Гимназии. Он, конечно, абсолютно добровольный и значительно скромнее моральных усилий и душевного тепла, которые дарят нам наши воспитанники. Почему? Гимназия не ищет спонсоров среди своих питомцев. Но иногда, особенно в дни больших школьных праздников, происходит чудо дарения. Так, например, создание и установка в Гимназии барельефа основателю школы А.С. Капцову – дар выпускников. Теперь уже целая малая библиотека произведений, исследований, публикаций, авторы которых наши бывшие школьники, собрана из таких даров.

Конечно, любое образовательное заведение найдет достойное применение материальному вспомоществованию, особенно если оно имеет такие душевные истоки. Мы вот мечтаем об учреждении когда-нибудь поощрительных премий или стипендий имени знаменитых выпускников нашим выдающимся гимназистам, прославляющим своим ученическим трудом и творчеством себя и Гимназию.

Однако более важная проблема видится в этой ситуации в другом. Нельзя только брать - надо и отдавать. Нельзя постоянно обременять уже давно занятых своим делом взрослых людей своими просьбами и нуждами - нужно творить праздник новой встречи радостным для обеих сторон - и школы, и выпускника. Некоторые из наших выпускников имеют специальные призы гимназического проекта "Звезды нового тысячелетия" и за личный вклад в развитие Гимназии, и самую высокую награду - "Капцовский знак" - за заслуги перед Гимназией Капцовых. Вручаются они решением Управляющего совета на ежегодной гимназической церемонии Праздника как признание заслуг наших питомцев перед своей школой.

А еще мы стараемся воспитать в нынешних гимназистах благодарную Память - к нашему прошлому и его героям - их однокашникам, вот почему среди адресов поздравлений ко Дню рождения Гимназии, Празднику Победы - адреса выпускников - ветеранов, а в Вахте Памяти - адреса московских кладбищ с захоронениями близких школе людей, в том числе и ее выпускников. Участвуют в этих акциях все вместе: и дети с родителями, и учителя Гимназии, и выпускники.

Совсем недавно, в феврале этого года - года 125-летия школы, Гимназия торжественно открыла в вестибюле здания в Леонтьевском переулке две Памятные доски - самым выдающимся своим ученикам - выпускнику 1939 года, Народному учителю СССР, Почетному гражданину Москвы, ветерану Великой Отечественной войны Л.И. Мильграму и выпускнику 1941 года, Герою Советского Союза, Генеральному прокурору РСФСР, министру юстиции СССР Борису Васильевичу Кравцову. И непросто определить, для кого это торжество было важнее: для всей школы или ее питомца - Героя и родных Л.И. Мильграма.

Так Гимназия Капцовых живет по завету Пушкинских мыслей:

Два чувства дивно близки нам,

В них обретает сердце пищу…

4. «Человеку без документов строго воспрещается существовать!» (М. Булгаков)

А теперь о наболевшем. В современном мире принято всё оформлять документально. Даже неформальное сообщество декларирует себя Уставом и другими официальными бумагами.

У Клуба выпускников и друзей Гимназии Капцовых есть только Положение (написанное по образцу типового), формальный документ, ровным счетом ничего не определяющий. Заседания, протоколы, решения – такого в живой жизни Клуба нет. За все эти годы можно вспомнить одно лишь мероприятие, которое с большой натяжкой могло бы именоваться заседанием. Было это в год 120-летия Гимназии и носило название «Однокашники мои, одноклассники»- сбор представителей разных поколений выпускников школы. Что их тогда объединило? Школа, воспоминания, интерес к судьбе однокашников. Было очень эмоционально, интересно и трогательно. Посторонние гости снимали на видео эту встречу: так интересно она проходила и затронула своей искренностью даже непосвященных. Страшно представить, во что все это общение вылилось бы, если бы организаторы придали ему формализованные черты протокольного заседания!

Да и формулировки типа «обязан», «должен», «имеет право», «постановили» и им подобные, на наш взгляд, убьют всю прелесть, живость, духовное значение самого явления. Разве можно обязать к дружбе, заботе, вниманию? А главное ,  когда этого требуют обстоятельства , документы (например, письма поддержки), подписанные выпускниками, оказывают мощную помощь Гимназии. Так было всегда (к примеру, в конкурсных экспертизах), надеемся, будет и дальше.

Да, мы в Гимназии осознаем, что это пространство и сам Клуб выпускников держится на человеческих контактах. Но ведь иначе не должно быть. В противном случае никакие документы не помогут.

Итак, с позиции формальной, наш Клуб – организация несуществующая. С позиции реальной – содружество очень жизненное, активное, мобильное - и нам очень нужное. Многое в этой организации и ее функционале берет на себя школа, но без добрых порывов и инициатив со стороны наших выпускников все усилия Гимназии не оправдались бы.

И все-таки есть в Клубе выпускников Гимназии своеобразный гарант надежности, реальности и даже законности. Это Президент Клуба. Сегодня наш Президент - выпускник 1984 года Сергей Вадимович Королев. Закончили школу дети Сергея Вадимовича, казалось бы, ничто, кроме собственных детских воспоминаний, уже не связывает его с современной Гимназией. Но в 2011 году он откликнулся на предложение коллектива и сменил на этом посту нашего любимого Л.И. Мильграма. У нынешнего Президента много своих личных дел, он ведет активную, насыщенную самыми разными событиями жизнь, но в ней нашлось место и заботам о Гимназии. Без Президента Клуба не проходят торжественные церемонии проекта "Звезды нового тысячелетия", именно он принимает клятву, которую дает Гимназии новое поколение гимназистов, вступая в братство в День рождения Гимназии, он в центре ежегодного Вечера встречи выпускников, он почетный гость на Выпускных вечерах, на праздничных линейках  Первого сентября, он соучаствует во всех проектах и мероприятиях Клуба, поддерживает многочисленные контакты и связи между выпускниками. Его слово весомо и значимо в наших гимназических делах. Такой глава Клуба - залог успеха деятельности содружества. Мы ценим это и стараемся не вторгаться в личное пространство нашего уважаемого Президента по пустякам.

Вот так - с душой и глубоким эмоциональным настроем, предельно искренне и с огромной любовью - строит Гимназия отношения со многими поколениями своих воспитанников, для которых Школа на всю жизнь стала вторым родным домом. "Братства дух", хранимый здесь уже столетиями (такие строки звучат в гимне Гимназии), воспитывается в нашем Доме в том числе  и активной деятельностью нашего Клуба выпускников, его значительной ролью в современном образовательном процессе Гимназии. Это наша сила, связи поколений, наши скрепы, которыми все мы, кто родом из гнезда Капцовых,  сегодня живы.

Елена ИВАНОВА, учитель русского языка и литературы гимназии №1520 имени Капцовых 

Статья опубликована в "УГ Москва", N 13 от 28.03.2017 
с электронной (сокращенной) версией статьи можно ознакомиться по ссылке


Возврат к списку